Главная » Невероятное » Мистерии Аттиса

Мистерии Аттиса

Мистерии АттисаВо всех религиях под разными именами сияет образ прекрасного страдающего бога, который умирает и воскресает.
Его символом является Солнце, ежеднев-но и ежегодно открывающее мистерию исчезновения и воскресения. Аттис, сын Ве-ликой Матери богов, умирает, лишенный оплодотворяющей силы, и, после долгого сна зимней ночи, ко времени весеннего равноденствия, воскресает.

В вотивных надписях Аттису прилагаются характерные эпитеты солнечного бога: Отец, Святой, непобедимый, менотиранн или царь месяцев, всевышний, вседержитель [1].

[1] Corpus Inscriptionum Latinarum..

В гимнах Аттис воспевается

…как Пан, как Вакх

как пастырь звезд блестящих.

…Ты Кроноса ли род, Зевса ли, блаженный, Реи ль великой,
Здравствуй, о Аттис, Реи звук печальный.
Ассирийцы зовут тебя триждыжеланным Адонисом,
Египтяне — Осирисом, рогом небесного Мена,
Греки — Софией,
Гемоны — Корибантом,
Фригийцы — Папом
или — трупом, или — богом,
или — бесплодным, или пастырем,
или — зеленым колосом, срезанным,
или — свистящим (флейтистом),
рожденным многоплодной миндалью [1].

[1] Hippolytus: Refutatio omnium haeres. V. 9. Тексты, относящиеся к Аттису, собрал Hugo Hepding: Attis, seino Mithen und sein Kult. Glessen 1903. Как общее руководство интересна книга Cumont: Les religions orientales dans le paganisme romain. 1906

Неоплатоник Макробий говорит, что Солнце олицетворяет Аполлон, Вакх, Марс, Меркурий, Эскулап, Геркулес, Юпитер, Сатурн, Пан и др. Глава XXI его Сатурналий называется:

Адонис, Аттис, Осирис и Гор — не что иное, как Солнце; двенадцать знаков Зодиака относятся к природе Солнца.

Император Юлиан, посвященный в мис-терии, называет Аттиса Корибантом, вели-ким Гелиосом, на троне рядом с Матерью управляющим миром, вождем, царем, мудрым (sophos), богом [1]. Нонн называет Аттиса быстрым ангелом Реи, ее прекрасным, тайным сыном, без мужа рожденным, длинно-хитонным [2]. Аттис астрохитонный, с одеждой, усеянной звездами [3], владеет звездной шапочкой, pylos, asterotos, подаренной ему Кибелой [4].

[1] Юлиан. Речь V — О Матери Богов.
[2] Нонн. Дионисии. XXV. 313.
[3] Монеты в Берлинском музее. Imhoof — Blumer. Griechische Munzen. С. 750 п. 748-751, tav. XIII, 7-9. Drexler. Jahrbucher fur cfas. Philologie 149, 1894, s. 321.
[4] Саллюстий-неоплатоник: О Богах и Космосе. 4.

На фригийской шапочке Аттиса иногда изображен полумесяц и солнечные лучи (сардониковая камея и памятник из Остии). На монетах Аттис — в характерной малоазийской одежде с панталонами, усеянной звездами. Иногда на его плече — полумесяц. Правой рукой он опирается на ларец или мистическую цисту. (Значение ларца известно из ). Рядом с Аттисом дерево — гранат, миндаль или сосна. Аттис держит тимпан — как «хризофор, златоносец, бьющий в прекрасные тимпаны» — символ сферы, или планеты, звучащей в движении. В одной руке его ветвь, или бич, которым он гонит планеты, в другой — флейта — символ космической гармонии.

Задумчивый, меланхоличный Аттис под деревом, в грациозной, небрежной позе, скрестив ноги, склонив голову, со своей изогнутой флейтой в руке напоминает жен-ственный образ Кришны в богатой одежде, стоящего под деревом и играющего на флейте. Тонкие, нежные черты возлюблен-ного восточного Аттиса — общи всем полуженственным, космическим бо-жествам-андрогинам, с их «ca rattere di mollezza», по выражению Висконти.

О рождении Аттиса подробно говорит Арнобий. От Зевсова семени, павшего на камень, рождается демон — андрогин Агдистис. Его лишают мужской силы, и от крови его вырастает дерево — гранат или миндаль. Дочь фригийской реки Сангариос — нимфа Нана, одно из воплощений Кибелы — съедает пплод граната и от этого рождает Аттиса. В восточных мотивах звучат ноты древних оккультных учений. Библейская легенда и в другой версии мифа, где Кибела, дочь царя, находит Аттиса в тростнике, на берегу Сангариос. Халдейский символ, перешедший в Египет, сохранился в истории Моисея. Аттис, сын и любимый жрец Кибелы, служит как носитель священного сосуда при ее храме на Идейской горе, в сосновой роще.

Как бог Света, он гибнет, побежденный тьмою. Раненый кабаном [1], Аттис умирает под сосной или превращается в сосну. Из крови его вырастают фиалки.

[1] Макробий Сат. 21: кабан — символ зимы, ранит Адониса; UaecaHuuVl. 17, Плутарх Серто-рий I; Лукиан. О сирийской богине. 13: кабан убивает Аттиса; Геродот. I. 34-45: Аттис гибнет от копья во время охоты на кабана; кабан преследует Эрота — рисунок на вазе. Boehlau Philolog. X. 1901 г.

Весной справлялись аттидеи — мистерии смерти, оплакивания и воскресения Аттиса. В день выноса — Ехфора — 15 марта, в иных местах в апреле, сосну, символ мертвого Аттиса, подобно трупу, обвитую шерстяными повязками, увенчанную фиалками, несли дендрофоры — жрецы-древоносцы. Верба или березка, украшенная лентами и венками, является воспоминанием древних мистерий.

Впереди главный жрец — отец Аppas, Аттис, или Архигалл — несет на груди эдикулу-храмик со статуей Богини Матери. Рядом с нею Зевс, Гермес и спящий Аттис во фригийской шапочке и с посохом. Они напоминают четырех богов Самофракийских мистерий, где рядом с Матерью Каби-ро и Зевсом Кабиром Гермес волшебным жезлом пробуждает умерщвленного младшего Кабира. На голове Архигалла высокая корона, вроде тиары или митры. Спереди, посредине ее — изображение Зевса, по бокам — две головы Аттиса во фригийских шапочках.

Жрецы Кибелы носили на груди изображения богини — небольшие бюстики в виде барельефов в медальонах, так называемые «типы», tupoei.

За Архигаллом шли дорифоры — три копьеносца, или корибанты Аттиса. За ними — кистофор, носитель священного ларца, ликнрфор со священной веялкой, кернофоры — сосудоносцы, фиалефоры — жрицы с фиалами и т.д.

Жрецов сопровождали эпопты, мисты, протомисты и новопосвящаемые — неомисты*. Все это были члены братства, братья — jratoreV, как их называют на фригийских и лидийских надписях.

*эпопты , мисты, протомисты и… неомисты — названия адептов различной степени посвящения: эпопты — те, кто прошел последнюю стадию посвящения, мисты — новопосвященные, прото (греч.) — первый, первоначальный, нео (греч.) — новый.

Они в простых белых одеждах без украшений, неомисты-босые. Жрецы и жрицы в белых фригийских шапочках и с венками из белого тополя и укропа.

В Самофракийских и Адонисийских мистериях укроп также священен. Протомисты и неомисты вместо венков носят «стленгиды» — род диадем из тонкой металлической пластинки на кожаном или деревянном обруче.

Как во всех погребальных процессиях мистерий, здесь были певцы надгробных плачевных гимнов и музыканты — аулеты, кифаристы, тимпанисты, кимбалисты и т.д.

Энервирующей и мрачной была оргиастическая музыка тимпанов, медных кимбалов, кроталов и рогов, заглушавших энтузиастическую, пронзительную мелодию жалобной «хриплой» флейты. Женщины плакали, испускали громкие крики, «от горя, стоны с уст срывались».

Галлы и бакелы — жрецы-евнухи — почти бежали, в экстазе потрясая священными ножами, раня себе руки и грудь, и облива
лись кровью, не чувствуя боли.

Демосфен Высмеивает эти обряды (речь о венке):

В дни прекрасных празднеств экзарх* и прогегемон ведет по улицам увенчанных укропом и белым тополем и, сжимая и поднимая над головой толстощеких змей, кричит: «Эвой сабы», и пританцовывая: «Влажный аттэс, аттэс влажный…» [1]

[1] Эвой сабы — euoi saboi — непонятные древние фригийские слова, значащие, вероятно, «да здравствуют сабы», т.е. посвященные в мистерии Сабазия, как назывались Дионис и Аттис. Влажный аттэс, аттэс влажный — также архаическая формула, непонятная непосвященным.

* экзарх — в Древней Греции: глава жрецов при храме

На следующий день и после процессии выноса и внесения сосны в храм был пост и траур. Третий день назывался sanguis — кровь, ибо совершались тавроболии и криоболии — принесение в жертву быка и барана. Сосна орошалась жертвенной кровью.

Засим следовала общая трапеза и всенощное бдение — vigiliae.

После поста и очищения в эту ночь совершается приобщение и посвящение неомиста. В обряде «тронозис» посвящаемого сажают на род трона, покрытого шкурой барана, и из очистительной веялки — ликнон — осыпают чем-то вроде муки или извести, или отрубями.

Барельеф на надгробной урне изображает такой обряд [1]: человек сидит на троне, покрытом шкурой барана, что видно по рогу, свешивающемуся между ног сидящего. Его голова, все тело, правая рука и часть груди закутаны плащом. В левой руке факел. Сзади стоит женщина и держит над его головой ликнон, которым она, очевидно, трясет, осыпая из него посвящаемого. » Осыпание новобрачных зерном и хмелем напоминает этот ритуал вакхических мистерий.
Закутанный в плащ с головой, посвященный оставляется на время для медитации.

[1] Bulletino della commissione archeologica comunale di Roma. 1879. VII. 2. tav. I-III.

Остроумная, хотя и грубая пародия на этот обряд и вообще на мистерии и на жизнь и веру посвященных — комедия «Об-лака» Аристофана. В ней — пародия на орфические гимны, занятия астрономией, метеорологией, геометрией, географией, естественной историей, диалектикой. Здесь насмешки над медитацией, ученичеством, таинственностью, бедностью и простотой, даже над вегетарианством. Эти нападки характерны и вечны, ибо всегда было непонимание и преследование божественной мудрости в каких бы воплощениях она ни возрождалась. Интересно отметить, что «Облака» не имели успеха.

После тронозиса и медитации посвященного ведут вниз, в подземную священную пещеру (абитоу). Тут его объемлет «дрожь и ужас, холодный пот и изумленье», будто пришел его последний час и он стоит у врат Аида. В пещере вырыта могила, куда мист должен был лечьь. поднимается плач, как бы по Аттису, которого мист представляет. Его окропляют жертвенной кровью, наподобие крещения — и вдруг плач прекращается, все озаряется и жрец тихо, медленно произносит:
Веруйте, мисты, в бога спасенного, ибо он нам от страданий спасение.

Мист восстает из могилы, как бы оставляя там ветхого Адама, «возрожденный в вечность» (in aeternum renatus) — как Аттис, который первый из мертвых воскрес к новой жизни.

Мисту подносят хлеб на тимпане и чашу с водой на кимбале. После «причастия» мист произносит священную формулу:

С тимпана ел,
с кимбала пил,
нес священный сосуд,
был в сокровенном святилище храма,
стал мистом Аттиса [1].

[1] Климент Александрийский: Увещевание II. 15. Фирмик Матерн: о заблуждении языческих религий. XVIII. 1.

Мисты приветствуют нового миста, преклоняются перед ним и говорят хором:

Скверны избежал, лучшее нашел.

В Элевсинских мистериях посвящаемому также подносится чаша с напитком, что изображается и на мистических вазах, относящихся к Самофракийским мистериям. Выражение «пить из чаши мудрости» произошло от мистерий.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Книга ведьм: популярное онлайн гадание на любовь, отношения и будущее

Гадание по книге ведьм онлайн бесплатно, что оно собой представляет? Для того, чтоб разобраться в ...

Правдивое гадание на обручальном кольце с ниткой: как узнать количество и пол будущих детей

 Обручальное кольцо трактуется как символ бесконечности и вечной любви, а пространство внутри него считается порталом, ...

Какие вопросы нельзя задавать при гадание по Книге перемен Ицзин?

Нет, безусловно, Книге перемен Ицзин можно задавать любые вопросы во время гадания. Некоторые продвинутые личности ...

Как вызвать пиковую даму в домашних условиях

Если не хватает адреналина в крови и любишь ты страшилки всякие, то расскажу тебя я, ...

Кельтские руны: что они символизируют и для чего используются?

Руны применялись для письменности у древних германцев, а также в Норвегии, Швеции, Дании и других ...

Гадание на картах Таро в режиме онлайн: на Ваше ближайшее будущее три карты + бесплатное толкование

Карты помогут Вам узнать, что готовит грядущий день. Прогноз действует на протяжении дня, поэтому гадать ...

Карты Таро: точные варианты онлайн гадания на новую работу

Каждый человек в своей жизни рано или поздно начинает задумываться о своем призвании, предназначении. О ...

Гадания на блюдце: реальный способ получать ответы от духов-помощников

Об этом методе прорицаний слышал каждый. Гадания на блюдце ведут свое происхождение от древних ритуалов ...

Кинестетический ассоциат для рун

Речь пойдет о кинестетическом ассоциате для рун. У рун есть визуальный (зрительный) ассоциат – это ...

Изготовление деревянных рун

Переходим к изготовлению деревянного рунного набора. Сначала нужно изготовить болванки (матрицы), на которые будут наносится ...

Гадание на рождество по воску

Пожалуй, это один из самых известных видов рождественских гаданий – на воске. Точнее, на парафине, ...

Гадание на сыром яйце и воде: порядок проведения обряда и его толкование

Издревле почти каждая девушка и женщина стремилась приобщиться к тайнам мироздания, заглянуть в свою судьбу ...

Линии руки — рассказ Хиромантки

Я заинтересовалась гаданием по линиям на руке лет в 19, получив в подарок книгу Андрея ...

Гадание на любовь | 2 простых способа

Гадания на любовь на свечах и на полене всегда были популярными в старину и остались ...

Как сформулировать вопрос для гадания по Книге перемен Ицзин?

Книга перемен Ицзин при гадании требует определенных навыков формулирования вопросов. Книга перемен более математичена, чем, ...

Гадание на 4 королей цыганки Азы: открой правду о своем суженом

Все-то не терпится узнать молодым девушкам: и кто замуж позовет, и когда желание исполнится. Гадание ...

Гадание на любимого человека: мысли, чувства, подсознание

Гадание на любимого человека мысли чувства подсознание расскажет все сокровенные тайны мужчины. Наверное, каждая женщина ...

На какой руке следует смотреть линию жизни у женщин?

Кто чертит линии на наших ладонях? Почему у каждого из нас они разные? Хироманты утверждают, ...

Линии на ладони: что означает буква?

В хиромантии узоры, складывающиеся на руках из линий, имеют свое особое значение. В основном они ...

Гадать нельзя это грех?

Почему существует мнение, что гадать нельзя, что это грех? Наверное, потому что, во-первых, людям православным ...

7 пентаклей: значение Таро и расшифровка при гадании

На карте Таро Семерка пентаклей изображен молодой человек, который опирается на мотыгу. Он задумчиво разглядывает ...

Что таит в себе одна из самых загадочных рун старшего футарка – руна Перт?

Множество символов, пришедших к нам со времен язычничества, не имеют точного, единого определения и поэтому ...

Что делать, если нагадали несчастье?

Многие ошибочно полагают, что с помощью гадания можно лишь узнать, что тебя ждет, но изменить ...

Что интересного говорит длина пальцев руки о вашем характере?

Форма кистей рук и длина пальцев может рассказать о характере и внутреннем мире человека. С ...

Рейтинг@Mail.ru